Дистанционное обучениеВУЗЫ Беларуси все чаще стали использовать дистанционную форму обучения. МИПК и ПК БНТУ также активно внедряет эту технологию в образовательный процесс. В дистанционном формате проходит значительная часть переподготовки слушателей по специальности "Логистика", используется онлайн-обучение при переподготовке бухгалтеров и специалистов строительной отрасли.

О том, как организовано дистанционное обучение в МИПК и ПК БНТУ мы попросили рассказать Валерия Антоновича Юкевича – заместителя директора по информационно-аналитической работе, автора и тренера курсов по логистике, менеджменту, управлению проектами, руководителя проекта по внедрению дистанционного обучения в институте.

- Наша работа с дистанционным технологиями началась шесть лет назад с внедрения системы MOODLE. К вебинарам мы подошли значительно позже. И сегодня вебинар - лишь один из многих инструментов, который применяется при организации дистанционного обучения.

Мы используем синхронные и асинхронные методы дистанционного обучения. Синхронные – когда слушатели участвуют в учебном мероприятии в интернете в строго определенное время, например, присутствуют на вебинаре. Но еще чаще применяется асинхронный режим обучения: тогда участник образовательного процесса включается в обучение в удобное ему время. Примером такой работы являются “круглые столы”, которые мы активно задействуем на учебных сайтах. Преподаватель может зайти на учебный сайт, сформулировать проблемный вопрос на так называемом форуме - но не должен присутствовать там постоянно. Он только комментирует ответы по мере появления, предлагает дополнительные темы для изучения.

Участников дистанционных занятий в институте уже тысячи. Например, в базе данных системы дистанционного обучения кафедры “Экономика и менеджмент” - 1455 пользователей, на факультете строительства и недвижимости, где система заработала немного позже – 873 пользователя. Мы постоянно проводим опросы обучающихся: за редким исключением, все говорят, что эти технологии им нужны, удобны и позволяют нивелировать минусы классических подходов в организации обучения.

Однако пока мы используем только 25-30% возможностей дистанционного обучения, имеющихся в институте. Хорошим результатом будет перейти за планку 50% по всем направлениям подготовки специалистов.

- Что было самым трудным во внедрении дистанционного обучения?

- Убедить всех участников процесса, что качество обучения с применением дистанционных технологий улучшится. Непреодолимых технических трудностей не было.

Я очень рад, что мы тогда выбрали систему MOODLE, потому что она проста для внедрения, интуитивно понятна преподавателям с первых дней работы.

Вспоминаю, как осваивал дистанционные методы один преподаватель, который настороженно относился к компьютерной технике. Говоря условно, мы взяли его за руку и провели по всему пути применения этих технологий. Через некоторое время, уходя в другое учебное заведение, он попросил, чтобы мы позволили использовать наш сайт для организации образовательного процесса на новом месте. Классического толка преподаватель стал носителем новых информационных технологий в другом учебном заведении.

Мы видим, что не имеет значения ни возраст, ни уровень знания компьютера. Важнее всего цели обучения. В первую очередь эти технологии усиливают коммуникативную составляющую образовательного процесса, позволяют индивидуализировать обучение. В любой точке земного шара в любое время можно очень быстро включиться в учебу.

- Расскажите о технической стороне дела: какое оборудование нужно учащемуся, как налажена обратная связь с преподавателями, как контролируется посещаемость в дистанционном обучении?

- Минимальный набор технических средств – компьютер и выход в интернет. Иногда нужны камера, иногда микрофон. Каких-то особых требований к компьютерной технике нет: на дистанционную площадку заходят даже через 3G-модем. Обратная связь студентов и преподавателей происходит с помощью классических интернет-технологий: форумы, чаты, почта, и электронные анкеты.

Для мониторинга участия в обучении дистанционные технологии отлично приспособлены. Ведь компьютерная система позволяет зафиксировать, когда человек пришел на учебный сайт, в какой раздел, какую дисциплину изучал, к какому учебному материалу обратился, сколько времени с этим материалом проработал. Причем это касается не только синхронных, но и асинхронных занятий.

- В каком случае от слушателя требуется больше усилий – при дистанционном обучении или при обычном заочном?

- По нашему опыту, дистанционные занятия лучше структурируют учебный процесс между сессиями – в результате студент учится больше.

Есть давняя проблема во всех белорусских вузах: на заочном обучении студент между сессиям загружен недостаточно. Мы посчитали, что, обучаясь по типовому учебному плану переподготовки логистов, студент тратит на учебу примерно 40 минут в день. Дистанционные технологии позволили увеличить это время до двух часов. Поэтому мы смогли сократить общий срок обучения по этой специальности.

Но рост количества дистанционных занятий – не самоцель. Важно прежде всего поднимать уровень подготовки тех, кто приходит на переквалификацию.

- А можно ли оценить качество дистанционного обучения в сравнении с традиционной формой?

- Я приверженец смешанного подхода в обучении, когда грамотно организовываются как очные встречи со слушателями, так и дистанционные занятия. Ничем невозможно заменить непосредственное общение педагога и студентов. Сравнивать классический или дистанционный подходы с точки зрения результативности нельзя, они друг друга дополняют. А на первом месте педагогика, методология донесения информации и формирования знаний.

- Какими навыками должен обладать преподаватель, чтобы обучать дистанционно? Оказывается ли ему помощь в подготовке занятий?

- Преподаватель должен в первую очередь знать педагогику. Для технической помощи на каждом учебном сайте есть администратор, который решает проблемы, возникающие в ходе применения компьютерной техники. Использование дистанционных технологий преподавателями мы поощряем и материально.

За шесть с лишним лет существования дистанционного обучения в институте каких-то глобальных технических сбоев на учебных сайтах ни разу не было.

В институте уже несколько раз организовывали внутренние курсы, на которых для всех желающих пойти по этому современному пути организации образовательного процесса, мы проводим занятия. Эти занятия всегда были практико ориентированными.

Преподаватели, участвуя в них, готовили конкретное занятие. Например, мы брали человека и завершали курс повышения квалификации подготовленным вебинаром или еще каким-то педагогическим действием на сайте дистанционного обучения.

- Какой совет Вы можете дать тем преподавателям и руководителям в образовании, которые только начинают применять дистанционное обучение? Что важно учесть руководителю учебного центра, чтобы внедрение технологии шло успешно?

- Сегодня преподаватель уже не является эксклюзивным носителем знаний. Его задача – помочь слушателю не утонуть в огромном количестве источников профессиональной информации, выстроить эффективную образовательную траекторию. Поэтому главный совет – заниматься саморазвитием, чтобы оставаться интересными слушателям. Ну а руководителю – учитывать ментальность коллектива, которым руководит, и искать стимулы для работников, привлекаемых в проект. Технические проблемы решить проще, чем мотивировать людей.

Екатерина Сидоренко